«Диссидент» – это, в сущности, тот же самый «конформист». Разница лишь в том, что он лоялен другому идеологическому полюсу. Лоялен – значит, не свободен. И никакое геройство и самопожертвование тут не являются оправданием.



Сегодня этот «инако» платит за убеждения своей жизнью – завтра его идеологический полюс станет доминирующим, и он с таким же блеском в глазах станет платить за свои убеждения жизнями других.


Нужно иметь в своей душе очень много мужества, мудрости и трезвости, чтобы уметь замечать правду, где бы она ни была. Сегодня утром она может быть в устах Путина, днем – в словах Зюганова, а ночью, когда просыпается Америка, – в заявлении Буша или, прости господи, Кондолизы Райс.


Послезавтра из-за океана мы услышим дельную вещь. А на следующий день она прозвучит из Кремля. И что? Конформист будет каждый раз делать вид, что прав Путин, потому что он Путин. А инакомыслящий, вопреки здравому смыслу, будет с пеной у рта отстаивать правоту какого-нибудь Каспарова на том лишь основании, что он тот самый Каспаров, который против Кремля.


Правда – это штука сложная и непредсказуемая. Она гуляет сама по себе. Она не обязана принадлежать никакой партии или политической силе. Но в общественной жизни России этот элементарный факт почему-то является страшной тайной. Тот, кто попытается принимать его во внимание, сильно рискует. Его могут назвать предателем, экстремистом, конъюнктурщиком, ему может быть предъявлен целый список организаций и лиц, чей заказ он якобы выполняет.


Но именно так выглядит реальная свобода совести, свобода мысли, свобода творчества. И она очень дорого стоит. Инакомыслие – на порядок дешевле.


Сперто отсюда

Что я могу сказать, я ППКС